КЛУБ АЙКИДО МАИ

Атакующие техники в Айкидо

Давид Александр, "Dragon Times"
 

Вступление

Распространённое представление об Айкидо заключается в том что это чисто защитное боевое искусство, и что в нём нет наступательных техник. На самом же деле Айкидо не столь ограничено.

Как уже упоминалось в предыдущих статьях в Dragon Times, существуют четыре уровня техник в Айкидо:

1. КАТАИ (жесткий)
2. ЯВАРАКАИ (гибкий)
3. КИ-НО-НАГАРЭ (текучий)
4. КИ (духовный)

Первый уровень является тем вокруг чего должны проходить большая часть тренировок. Занятия состоят из того что один партнёр атакует второго осуществляя сильный захват или удар, а второй выполняет технику с тем что бы нейтрализовать атаку. Затем после каждого повторения партнёры меняются ролями нападающего и защищающегося. В таких тренировках, нападающему позволяют осуществить жёсткий захват защищающегося до того как тот начнёт выполнять защитную технику. Это и является тренировкой на пределе, поскольку защищающийся должен преодолеть силу нападающего, который к тому же знает что за технику будет выполнять защищающийся.

Третий уровень похож на первый, но защищающийся не ждёт пока нападающий осуществит сильный захват. Вместо того, он начинает входить в технику когда нападающий только в процессе захватывания. Эта форма техники проистекает из собственного желания нападающего осуществить сильный захват.

Второй уровень можно рассматривать как промежуточный между первым и третьим. Во втором уровне, защищающийся будучи почти побежден нападающим, гибко поддаётся (как бамбук на ветру).

Во всех трёх уровнях, защищающийся сливается с силой нападающего и осуществляет контроль, точнее говоря изменяет собственное движение нападающего в новое, с тем что бы в результате его же и бросить или взять под контроль. Это и есть принцип АЙКИ, в японском называемый АВАСЭ (идущий вместе) или КИ НО МУСУБИ (связь с духом).

Первый и третий уровни являются основными в обучении Айкидо, и их можно сравнить с алфавитом и основной грамматикой языка. Наступательная часть тренировок в основном статична, поскольку защищающийся ждёт атаки прежде чем начать защищаться.

На четвёртом же уровне, дух защищающегося и нападающего едины, и защищающийся может чувствовать и контролировать все движения нападающего. Говоря словами основателя Айкидо О-Сэнсея Морихея Уэсибы: "Всё что мне нужно делать, так это стоять спиной к противнику. Если он попытается меня ударить, его желание нанести ударить ударит и поранит его самого. Я един со вселенной, я ничем не обладаю. Когда я встаю, я сливаюсь со своим противником."

Хотя четвёртый уровень является последним в Айкидо, его очень сложно достичь, и насколько я знаю, лишь О-Сэнсей и возможно ещё несколько человек его достигли. Остальные же не должны думать об этом, а усердно заниматься в уровнях с первого по третий что бы мало-помалу день за днём становиться лучше.

Типичный подход

СЁМЭН-УЧИ ИККЁ является одной из основных техник Айкидо. Она состоит из захвата руки атакующего двумя руками и удержания лицом вниз. Эта техника может, а в некоторых школах и выполняется, в ответ на прямой удар в голову (СЁМЭН-УЧИ). По сути этот сценарий, как было показано выше, является статичной защитой.

Однако О-Сэнсей и мой учитель Морихиро Сайто выполняли эту технику иначе. Как учил О-Сэнсей: "Сделайте шаг правой ногой и ударьте прямо в лицо противнику правой ТЭГАТАНА (рука-меч) и ударьте его в рёбра левым кулаком." ("Будо, учение основателя Айкидо", перевод Джона Стивенса, Kodansha America, Inc. 1991, стр.41). Сайто-Сэнсей учит: "Основное правило призывает вас выполнить атаку прежде вашего противника и захватить его руки когда он попытается отразить ваш удар. Перехватывая инициативу вы введёте его руку в сферу своих действий." ("Айкидо", глава III, Морихиро Сайто, Minato Research & Publishing Co., Ltd., 1974, стр.40).

Эта концепция не статичной защиты. Защищающийся начинает наступление с удара в лицо атакующего. Защищающийся имеет выбор; ничего не делать и получить удар, либо поднять перед собой руку что бы блокировать удар. Эти движения и являются тем что необходимо, и выводит руку нападающего именно в то положение которое и требуется для захвата на удержание ИККЁ. Другими словами, защищающийся вынуждает атакующего двинуться в необходимом направлении, а затем сливается с этим движением и берёт его под контроль в соответствии с принципами АЙКИ.

Это очень важно что одна из основных техник в Айкидо, как учил Основатель и его самый давний ученик, начинают с атакующего удара. СЁМЭН-УЧИ ИККЁ - не единичный пример. Так делается на базовых тренировках, но ясно показывает что корни Айкидо уходят гораздо глубже статичной защиты.
Реальность

Айкидо это боевое искусство в основном связанное с самозащитой. Самое важное в самозащите заключается в том что бы избежать насилия либо потенциально насильственных действий оставаясь по возможности в безопасности. Главным оружием при самозащите является осторожность и способность избежать нападения. Если же это не удаётся и вы оказываетесь атакованы человеком или группой, такая ситуация может быть чрезвычайно опасна и потенциально смертельна.

Техники физической самозащиты не должны быть ограничены статичной защитой. Особенно в случаях связанных с нападением нескольких, возможно вооружённых нападающих, значительное преимущество находится на стороне нападающих. От способности защищающегося получить преимущество первым начав атаку, может зависеть его жизнь или смерть.
 

Заключение

Несмотря на то что занятия Айкидо состоят из статичной защиты, переход к атакующему выполнению техник заключается во взгляде на них под иным углом и ведёт к другому измерению этого искусства. Атакующие техники конечно никогда не должны, использоваться что бы спровоцировать атаку невинных граждан. Тем не менее, в некоторых ситуациях единственным потенциально успешным способом защиты является сильная атака, и рамки Айкидо к счастью дают такую возможность.

 

перевод Бондарева Бориса