МАИ Додзё

Форум клуба Айкидо Московского Авиационного Института
Текущее время: 28 фев 2021, 02:35

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ки - мистика и реальность
СообщениеДобавлено: 13 дек 2012, 21:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 12:48
Сообщения: 193
Степень: 5 кю
Нужно ли ки в айкидо? С одной стороны Морихей Уэсиба о ки говорил много, но, с другой стороны, это была его личная философская система. А что из нее действительно важно для айкидо, и как это использовать на практике? Ведь, если все говорят про расслабление, но никто не говорит про ки, тогда за счет чего же выполнять технику?

Скорее всего ки - это интегральный показатель согласованности действий. А может быть, - это ось вокруг которой вращается мир? :)

_________________
Не надейся на победу, не думай о поражении. Ничего не жди.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 дек 2012, 21:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2012, 12:48
Сообщения: 193
Степень: 5 кю
Интервью с сэнсеем Коичи Тохеем
http://aikidojournal.ru/content/view/14/31/

A.J.: Что было наиболее важным из того, чему вы научились у Морихея Уэсибы?

Тохей-сэнсей: Когда люди сегодня говорят о Ки, они обычно склоняются к чему-то оккультному, но я скажу, что никогда не делал ничего даже отдаленно напоминающего оккультизм. С другой стороны, многое из того, о чем говорил Уэсиба-сэнсей, звучало именно как оккультизм.

Во всяком случае, я начал изучать айкидо, потому что увидел, что Уэсиба-сэнсей был настоящим мастером в искусстве расслабления. На самом деле только потому, что он был расслаблен, он мог сконцентрировать так много силы. Я стал его учеником с намерением научиться этому у него. Хотя, я никогда всерьез не воспринимал бОльшую часть того, что он говорил.

Рассказы о том, что Уэсиба-сэнсей мог мгновенно перемещаться или выдергивать сосны из земли и раскачивать их, - это просто сказки. Я всегда убеждал людей, занимающихся айкидо, избегать подобных историй. К несчастью, многие не послушались моего совета. Вместо этого они только уменьшили количество деревьев в рассказе с нескольких массивных до одного 10 см в диаметре. В действительности крайне сложно выдернуть даже корень отдельно стоящего репейника из земли, так как же кто-то в мире может выдернуть сосну диаметром 10 см, к тому же стоя на ее корневой системе? Эти рассказы - не что иное, как преувеличение вроде того, что часто используется в старинных легендах.

Рассказы эти стали более невероятными после того, как Уэсиба-сэнсей покинул этот мир, и теперь люди представляют, что он мог мгновенно перемещаться или внезапно появляться за километр отсюда, и прочую чепуху. Я провел рядом с Уэсибой сэнсеем много времени и могу сказать, что он не обладал сверхъестественной силой.


Встреча с Морихеем Уэсибой

A.J.: Когда вы вступили в додзе Уэсибы?

Тохей-сэнсей: Думаю, это было в 1940 году. Кисабуро Осава пришел примерно на неделю позже. Мне представлялось, что проблема была в том, что я мог потренироваться в одиночку пару недель, вернуться и бросить любого в дзю-до додзе. "Зачем беспокоиться, владея таким боевым искусством, как это", - думал я. Именно тогда я встретил Морихея Уэсибу. Шохей Мори, один из моих наставников в клубе дзю-до, который работал на Маньчжурской железной дороге, рассказал мне об учителе, обладающем феноменальной силой, и спросил, не хочу ли я встретиться с ним. Он дал мне рекомендательное письмо, и я поехал.

Когда я прибыл в додзе, Уэсиба-сэнсей отсутствовал, и меня встретил учидеши, которого звали Мацумото. Я спросил его, что такое айкидо. Он ответил: "Дай руку, я покажу тебе". Я знал, что он собирается продемонстрировать какое-то движение на мне, поэтому протянул левую руку вместо правой. Будучи правшой, я хотел оставить свою сильнейшую руку "в резерве". Он схватил мою кисть и очень резко провел технику никкё. Эта часть моего тела не была тогда растянута вообще, поэтому это было мучительно. Мое лицо побледнело, но я не собирался позволить ему быть лучше меня, поэтому терпел боль так долго, как мог. Затем я ударил его кулаком правой руки, он смешался и отпустил меня.

Я уже начал думать, что если это и есть айкидо, то лучше все забыть и возвращаться домой. Как раз в это время вернулся Уэсиба-сэнсей. Я отдал ему письмо с рекомендациями и он сказал: "Ах, да, от мистера Мори:" Затем в качестве демонстрации он начал бросать одного из наиболее крупных учидеши по всему додзе.

Мне казалось, что это выглядит как обман, пока Уэсиба-сэнсей не разрешил мне снять верхнюю одежду и подойти к нему. Я встал в стойку дзю-до и пошел на него, стараясь сделать захват. К моему великому удивлению, он бросил меня так плавно и быстро, что я даже не сообразил, что произошло. Теперь я точно знал, что это то, чем я хотел бы заниматься. Я попросил позволения быть зачисленным немедленно и начал посещать додзе каждый день, начиная со следующего утра.

Я нашел тренировки весьма странными и загадочными, но я должен был узнать, как делаются техники. Когда кто-нибудь использует силу, чтобы бросить вас, вы всегда можете как-то отреагировать или предпринять что-либо в качестве ответных действий. Совсем другое дело, когда человек не делает ничего особенного, а вы все равно падаете. Я думал: "Ого, вот это да!"

Вначале я совсем не понимал, что происходило. Даже школьник мог без труда бросить меня. Находя это довольно странным, я пытался брать захват сильнее, но конечно меня бросали еще с большей легкостью.

В то же время я продолжал тренировки в Ичикукай [см. интервью с Хироши Тада в AJ101]. Я оставался там всю ночь и практиковал дзадзен и мисоги. Тренировка заключалась в достижении состояния просветления, при котором и тело и сознание становились совершенно свободными. Тренировки были изнуряющими, и после них я прибегал на айкидо уставшим до смерти. К своему удивлению я обнаружил, что когда я был в этом состоянии, люди, которые раньше всегда бросали меня, совершенно не могли этого сделать. При этом мне не требовалось особых усилий, чтобы бросить их. Каждый думал, что это странно, и говорил про себя: "Что это с Тохеем? Он пропустил тренировку и вернулся сильнее, чем раньше!"

Намного сложнее бросить вас, если вы позволите прийти силе, и вам также намного легче бросить вашего оппонента. Я думал об Уэсибе-сэнсее и пришел к выводу, что он был действительно расслаблен, когда выполнял свое айкидо. Тогда я внезапно понял настоящий смысл слова "расслабление".

Мое айкидо продолжало прогрессировать по мере занятий мисоги и дзадзен. Через 6 месяцев или около того меня даже направили преподавать в такие заведения, как военная полицейская академия в Накано и частная школа (juku) Сумеи Окавы (Shumei Okawa). Никто, включая Сенсея, не мог бросить меня. Всего полгода потребовалось мне, чтобы достичь такой степени умения, поэтому я думаю, что 5 или 10 лет - это слишком медленно.

Даже теперь многие люди усердно пытаются учить техники, но я учился Ки сначала.

A.J.: Как вы думаете, когда Уэсиба-сэнсей стал мастером в искусстве расслабления?

Тохей-сэнсей: Вероятно, это произошло, когда он жил в Айяби и серьезно увлекся религией Омото. Уэсиба-сэнсей часто рассказывал историю о том, как однажды он собирался мыться после тренировки и внезапно осознал, что его тело стало совершенным и непобедимым. Он понял с замечательной ясностью значение пения птиц и жужжания насекомых и вообще всего вокруг. Очевидно, это состояние длилось около 5 минут, но я думаю, именно после этого он стал мастером в искусстве расслабления.

К сожалению, он всегда говорил об этом, используя религиозно звучащие выражения, что было в большей или меньшей степени непонятно окружающим.

Перед войной Сэнсей преподавал в Naval Staff College, где одним из его учеников был принц Такамуцу (младший брат императора Showa). Как-то раз принц указал на Уэсибу-сенсея и сказал: "Попробуйте поднять этого пожилого человека". Четыре сильных моряка прилагали все силы, чтобы поднять его, но не смогли.

Сэнсей говорил об этом случае: "Все божественные духи Неба и Земли заполнили мое тело, и я стал неподвижным, как скала". Все поняли его буквально и поверили ему. Я слышал, как он рассказывал подобные вещи, сотни раз.

Что касается меня, то божественные духи никогда не заполняли мое тело. Я никогда не опирался на подобного рода нелогичные объяснения.

Однажды я был с Сэнсеем на Гавайях, и во время показательного выступления предполагалось, что два сильных ученика-гавайца постараются поднять меня. Они уже знали, что не смогут сделать этого, поэтому не особо старались. Но Сэнсей, который наблюдал со стороны, вскочил и воскликнул: "Стойте, вы можете поднять Тохея, вы можете поднять его! Стоп, остановите их! Это неправильная демонстрация!"

Накануне я пил с трех часов и до вечера, и Сэнсей знал, в каком состоянии я пришел домой. Он сказал: "Конечно, боги не будут входить в такого пьяницу, как ты! Если они это сделают, они все окажутся выпивши!" Вот почему, как он думал, ученики были способны поднять меня.

В действительности подобные вещи никак не связаны с богами или духами. Причина здесь просто в низком центре тяжести. Я это знаю и учу этому своих учеников. Ничего не значит, если только некоторые "особые" люди могут делать это. Подобные вещи должны быть доступны каждому, если они что-то значат.

Обычно люди с так называемыми сверхъестественными способностями единственные, кто может выполнить то, что они утверждают. Другие не могут сделать этого, и они не могут никого этому научить, потому что это нереально, это фикция. Любой может сделать то, чему учу я. Эти вещи живут в техниках айкидо, просто потому что они есть. Все что вы должны знать - это как делать их правильно, а представлять их как сверхъестественную силу, требующую присутствия какого-то бога или чего-то еще, - большая ошибка. Я считаю, что обязан учить правильно.


Отделение от Айкикай

A.J.: Когда это произошло?

Тохей-сэнсей: Примерно три года спустя после ухода Уэсибы сэнсея, в 1971 или 1972 году. Незадолго перед этим в каждом американском додзе висели и мои фотографии, и фото основателя, но Киссомару стал убирать мои и ставить вместо них свои собственные.

A.J.: Создается впечатление, что вы были довольны отношениями, сложившимися непосредственно после смерти О-Сэнсея. Почему позже отношения испортились?

Тохей-сэнсей: В 1971 году я предложил специально обучать принципам Ки внутри Айкикай. Я чувствовал, что просто многократное повторение изучаемых техник на поверхностном уровне не даст результатов в айкидо, потому что айкидо включает Ки. Я предложил м-ру Осаве создать Ки-класс и учить этому как основе айкидо. Он отверг эту идею от имени Айкикай, сказав, что айкидо Айкикай - это айкидо Киссомару, и поэтому подход Киссомару будет формировать ядро тренировки. Я понял, что в этой среде для меня не найдется помещения, чтобы учить, и попросил, если это окажется мне удобно, осуществить свое предложение вне додзе. Будет хорошо, ответили мне, если я создам такой "внешний" класс, ориентированный не на техники айкидо, а на изучение Ки.

Я думаю, что мое обучение Ки значительно способствовало росту айкидо. Просто практика повторения техник айкидо хороша для студентов и прочих молодых людей, но люди постарше с меньшей жизненной силой имеют тенденцию уходить через некоторое время. Мои рассказы о Ки хорошо принимались разными типами людей, включая менеджеров высшего звена и президентов компаний и т. п. Однако и м-р Осава, и Киссомару считали, что я делал что-то не относящееся к айкидо.

В Соединенных Штатах они понимали айкидо как "дело разума". В Японии, однако, айкидо называлось просто айкидо, поэтому я думал, что необходимо упрочить концепцию Ки в Японии.

М-р Осава был очень хорошим человеком и прислушивался к тому, что я говорил. В то время, однако, он старался поддержать Киссомару и пытался предостеречь людей от участия в моих тренировках.

Мне не позволили обучать Ки внутри Айкикай, но сказали, что я могу делать, что захочу, вне его. Поняв это, я основал свой собственный класс в Олимпийском центре. Он стал очень популярным, и за 3 месяца были зачислена сотня учеников. М-р Осава был удивлен, когда узнал об этом, и пришел ко мне с предложением, не хочу ли я открыть такой же класс в Айкикай! Я был сильно раздражен и ответил, что теперь немного поздно для этого.

Никто из людей, пришедших в мой Ки-класс, ничего не знал об айкидо, и они не были заинтересованы в его финансировании, так как это не было тем, что они собирались изучать. Такого не случилось бы, если бы я мог создать Ки-класс в Айкикай. Встав в позу, м-р Осава отказал мне, но я думаю, что в глубине души ему это не нравилось. Когда в 1990 году в префектуре Точиги была создана штаб-квартира Ки но Кенкюкай (Общества Ки), м-р Осава вышел на контакт со мной лично и даже сделал небольшое пожертвование.

Внезапное осознание одного заявления Темпу Накамуры

A.J.: Чем Син Син Тойцу Айкидо отличается от того, чему учил основатель, Морихей Уэсиба?

Тохей-сэнсей: Когда я приехал на Гавайи и попытался использовать техники, которым научился у Уэсибы сэнсея, я нашел, что многие из них неэффективны. Что Сэнсей говорил и что он делал - это "две большие разницы". Например, несмотря на то, что сам он был очень расслаблен, он говорил ученикам выполнять техники быстро, мощно. На Гавайях, однако, все парни были здоровыми, как Акебоно и Конишики [известные борцы сумо]. Просто невозможно было использовать силу против такой силы.

Когда вас крепко держат, или контролируют, зафиксированные части тела просто не могут двигаться. Все, что вы можете, - начать движение с тех частей, которые в состоянии двигаться, и единственный путь добиться этого - расслабление. Даже если партнер держит вас изо всех сил, вы можете отправить его в полет, если расслаблены, когда делаете бросок. Вот какой опыт я получил из первых рук во время этого тура на Гавайях, и затем, вернувшись в Японию и посмотрев по-другому на Уэсибу-сэнсея, я понял, что он на самом деле выполнял техники в очень расслабленном состоянии.

Когда я был с Уэсибой-сэнсеем, я также учился у Темпу Накамуры. Это он первый сказал мне, что "ум движет телом". Эти слова поразили меня, как удар электричества, и открыли мне глаза на суть айкидо. С этого момента я начал перерабатывать все мои техники. Я отбросил техники, выступавшие против логики, и отобрал и переделал те, которые, как я чувствовал, работали.

Теперь мое айкидо состоит примерно из 30% техник Уэсибы-сэнсея и 70% - моих собственных.

_________________
Не надейся на победу, не думай о поражении. Ничего не жди.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB